Психодрама: как игра ролей помогает переписать сценарий жизни
От травм к трансформации — метод,
который исцеляет действием, а не словами
Психодраматическая реконструкция — метод психотерапии, использующий сценическую импровизацию как инструмент самопознания. Он помогает исследовать внутренний мир человека, раскрыть его творческий потенциал, изменить отношение к жизни и улучшить взаимодействие с окружающими.
Якоб Леви Морено
(1889-1974)
Психиатр, психолог и социолог. Сам ученый рассматривал психодраму
не только как метод психотерапии и творческого развития, но и как особую форму искусства, целостную философию жизни.
«Человек, который принес
в психотерапию шутку и смех»
— Эпитафия на могиле Морено
После одной из своих лекций Фрейд поинтересовался у Морено, чем тот занимается. Ответ Морено был таким:
«Доктор Фрейд, я начал там, где вы остановились. Вы работаете с людьми
в искусственной обстановке вашего кабинета, я встречаю их на улицах и у них дома, в их естественном окружении. Вы анализируете их сновидения и мечты, я пытаюсь сделать их смелыми, чтобы они могли мечтать снова. Я учу людей играть Бога»
— chapter 1 —
Триадическая система психотерапии
Триадическая система психодрамы, социометрии и групповой психотерапии рассматривает человека целостно — во всей сложности его социогенетических и психогенетических связей, телесного и эмоционального бытия.

Этот подход открывает перед личностью возможности для глубокого самопознания, раскрытия потенциала и трансформации жизненного пути.
Социометрия
Групповая психотерапия
Психодрама
Социометрия
01
Эмпирически разработанное Морено учение о межличностных отношениях.
В основе межличностных отношений действуют две противоположные силы — притяжения (симпатия) и отталкивания (антипатия). Социометрия фиксирует их как выборы и отвержения, раскрывая неформальные связи в группе, тем самым выявляя неформальную структуру эмоциональных связей в группе.

В то же время социометрия может быть не только инструментом сухого анализа, но и частью терапевтической работы, помогая участникам группы осознать и актуализировать свои чувства.
Морено считал, что изолированного человека не существует. Социометрия
и психодрама изучают людей именно в контексте их связей с другими. Для этого используется техника «социального атома» — сети всех значимых отношений человека (эмоциональных, деловых, культурных и др.).
Социальный атом
Идивида можно диагностировать на основании того, как складывается
его соц. атом. При этом атом не является фиксированным: структура динамично трансформируется в течение жизни, отражая изменения в окружении и приоритетах человека.


При рождении социальный атом человека состоит из одной орбиты и включает нескольких людей, ухаживающих за ребёнком. В детском коллективе он расширяется: появляются друзья, а «объём знакомств» растёт.

В школе на первой орбите могут оказаться первая учительница или одноклассница, с которой сидишь за партой. У подростка родители иногда отходят на дальнюю орбиту, а на первый план выходят друзья
как наиболее значимые фигуры.

Когда в семье появляется новый член — рождается ребёнок или, наоборот, уходит из жизни близкий человек, — это меняет структуру всей семейной системы. Социальный атом каждого её участника тоже трансформируется, ведь наш внутренний мир формируется во взаимодействии с другими.
Групповая психотерапия
02
Основные принципы психотерапии малых групп по Морено
Терапевтическое взаимодействие
Каждый индивид способен выступать в роли терапевтического агента
для другого, равно как и одна группа может оказывать терапевтическое воздействие на другую группу.
Принцип группировки
Групповая психотерапия стремится к оптимальному распределению участников, учитывая констелляцию группы, спонтанные мотивы
и взаимные симпатии её членов.
Фокус терапии
Групповая психотерапия направлена не только на помощь отдельному индивиду, оказавшемуся в центре внимания из-за трудностей адаптации,
но и на работу со всей группой, а также с каждым её участником, связанным с ним.
Цели групповой психотерапии
  • Сплочение группы и создание условия для естественного и свободного общения как между участниками, так и между группой и психологом.
  • Интеграция индивида в группу через исследование им своего социального окружения.
Психодрама
03
Определение, принципы и задачи
Психодрама — метод психотерапии, в котором клиенты продолжают
и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения, используя как вербальную,
так и невербальную коммуникацию.

В центре психодраматической работы всегда находится человек с его уникальными переживаниями. Метафора внутренней сцены удивительно точно отражает психическую жизнь человека, делая этот подход особенно эффективным для психотерапевтической работы.
Возможность «переписать» жизненные сценарии через театрализацию и творческое самовыражение
Проигрывание значимых ситуаций в драматической форме для их переосмысления и завершения
Создание безопасного пространства для спонтанного выражения подавленных чувств и переживаний
Глубинное исследование внутреннего мира и межличностных отношений через ролевые игры
Ключевые механизмы эффективности психодрамы
Импровизация как инструмент самопознания, развития креативности и расширения поведенческого репертуара
— chapter 2 —
Основные элементы психодрамы
Протагонист
Ведущий
Зрители
Вспомогательные «я»
Главный участник сессии, чья личная история становится центром драматического действия. Протагонист сочетает три функции:

Драматург (автор своей истории)
Режиссёр (определяет ход действия)
Актёр (непосредственно проживает роли)
Через спонтанную импровизацию он выносит на сцену свои настоящие переживания, воспоминания из прошлого, тревоги о будущем и самые сокровенные мечты.

Его внутренний мир обретает форму через слова, жесты и драматическое действие, естественно разворачиваясь из глубины души вовне.
«Выражая свои чувства в психодраме, он не только познает себя самого, но и при обмене ролями со своим визави смотрит на себя его глазами, таким образом воспринимая точку зрения другого. Психодраматическое действие захватывает всю его личность: его мысли, чувства и действия». (Г.Лейтц)
Сцена
Протагонист
Это члены группы, избранные протагонистом для исполнения
той или иной роли в его драме.

Они представляют образ Другого,
играя ключевых персонажей, необходимых для развертывания психодраматического действия.

Значимость вспомогательных «Я» проявляется не только в способности участвовать в обмене ролями и выполнять функцию дублирования, но и в их особой позиции по отношению к протагонисту.

Выступая в роли союзников протагониста, вспомогательные "Я" выстраивают с ним особые доверительные отношения. Благодаря их участию протагонист может не только проживать важные ситуации,
но и по-новому их осознавать.

Сопереживая и мягко направляя, они помогают увидеть ситуацию с разных сторон.
Вспомогательные «Я»
«В психодраматической сессии аудитория всегда является пациентом и, в конечном счете, учеником». (Я. Морено)
Морено осуществил в психодраме один из ведущих принципов групповой психотерапии: «Терапия в группе, с помощью группы, вместе с группой
и для группы».

Согласно его концепции, зрители выполняют две ключевые функции —
они выражают своё отношение к происходящему на сцене и одновременно с этим осознают собственные реакции.

Д. Киппер отмечал, что совместное проживание эмоций в группе помогает смягчить даже самые травмирующие переживания, создавая эффект коллективного «со-творения» нового опыта. Когда участники наблюдают психодраму как зрители, это стимулирует их в последующем обсуждении открыто делиться своими отождествлениями с героями действия.
Зрители = группа
Это центр группы и пространство для эмоционального вовлечения зрителей. На ней находятся протагонист и вспомогательные «Я», взаимодействующие с ним.

Построение сцены осуществляется протагонистом: под руководством психодраматиста он определяет место, время действия и другие детали.
Сцена
Организатор и руководитель психодраматического действия.

Психодраматист выступает в роли сопровождающего, который не ведёт клиента, а следует за ним. Его задача — помочь человеку исследовать сложные моменты жизни, глубже понять себя и свои переживания.

В процессе работы терапевт создаёт условия для проживания трудных ситуаций: преодоления страхов, переработки травм, освобождения
от подавленных эмоций. Через совместное действие клиент учится выстраивать отношения, находить новые способы поведения и восстанавливать целостность своего внутреннего мира.
Ведущий
— chapter 3 —
Ролевая Теория Морено
«Вся жизнь — театр,
а люди в нем — актеры»
Роль, по определению Морено, — это форма поведения и функционирования, которую индивид принимает на себя
в конкретный момент, реагируя на определённую ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты.
Проще говоря, роли возникают везде, где мы так или иначе вступаем в контакт с реальностью. Формирование личности
и её социализация — это, по сути, процесс ролевого развития, то есть освоения и усвоения новых ролей в ходе жизни.
Люди в реальной жизни играют множество ролей. Морено разработал развернутую теорию ролей, вышедшую за пределы театральной метафоры.
Первичные ролевые категории
Соматические роли
Отражают поведение человека как телесного существа.
Это, например, роли «принимающего пищу», «осуществляющего половой акт» или «сидящего на стуле».
Социальные роли
Определяют взаимодействие человека с другими людьми и социальными институтами — такие как «друг», «брат», «рабочий» или «начальник». Им соответствуют ролевые статусы, а их смена (отказ от старых и принятие новых) в ряде случаев отражает личностное развитие.
Психические роли
Психические роли связаны со сферой внутренних переживаний
и когнитивных процессов. Сюда относятся роли «наслаждающегося», «страдающего»,«задумавшегося» или «растерянного».
Трансцендентные роли
Затрагивают высшие аспекты бытия: религиозные и этические убеждения, духовные переживания. Примеры — «любящий», «творящий», «сострадающий», «жертвующий собой».
Затрагивают высшие аспекты бытия: религиозные и этические убеждения, духовные переживания.
Примеры — «любящий», «творящий», «сострадающий», «жертвующий собой».
В нормальном состоянии (за исключением ранних стадий развития) человек одновременно функционирует во всех ролевых категориях. Эти роли взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга, хотя
в конкретных обстоятельствах некоторые из них могут проявляться
более явно, чем другие.
В нормальном состоянии
(за исключением ранних стадий
развития) человек одновременно функционирует во всех ролевых категориях. Эти роли взаимосвязаны
и взаимно обусловливают друг друга,
хотя в конкретных обстоятельствах некоторые из них могут проявляться
более явно, чем другие.
При этом каждая личность обладает гораздо более обширным ролевым потенциалом, чем использует в повседневной жизни.
Психологические проблемы личности
Здоровое ролевое развитие характеризуется последовательным переходом от соматических
к трансцендентным ролям.
Важным показателем психологического благополучия зрелой личности является способность гармонично функционировать на всех четырех уровнях: соматическом, психическом, социальном и трансцендентном.
Соответственно, нарушения ролевого развития проявляются через три основные формы:
01
Пропуск ключевых этапов ролевого становления
02
Задержку или остановку
в развитии ролевого репертуара
03
Частичный или полный возврат
к прошлым ролевым формам.
Психологические проблемы человека с точки зрения теории ролей рассматриваются как следствие:
Особенностей ролевого развития
Специфики ролевого репертуара
Характера взаимоотношений между ролями
— chapter 4 —
Ролевые конфликты
Взаимодействие между социальными ролями нередко сопровождается ролевыми конфликтами, которые подразделяются на интраролевые, интерролевые, интраперсональные и интерперсональные.
Согласно Морено, большинство ролей представляют собой ролевые кластеры – совокупности связанных между собой ролей.

Например, роль матери включает в себя множество аспектов: воспитательница, кормилица, защитница и др. Если человек принимает одни части этой роли, но отвергает другие, возникает интраролевой конфликт.
Мать может принять роль любящей своих детей, но отвергнуть роли кормилицы
и воспитательницы.
«Недоросль»
Интраролевой конфликт
01
Этот тип конфликта возникает при несовместимости разных ролей, которые человек пытается сочетать.

Классический пример – женщина, стремящаяся одновременно строить карьеру, быть идеальной хозяйкой, заботливой матерью и внимательной женой.
Начальник, который хочет поддерживать
дружеские отношения с подчинёнными, хотя эти роли по своей природе противоречивы.
Интерролевой конфликт
02
«Евгений Онегин»
Здесь конфликт коренится внутри личности и связан с противоречиями между усвоенными моделями поведения.

Например, человек, выросший в строгой семье, может испытывать внутренний разлад, пытаясь сочетать авторитарный стиль воспитания с собственным
желанием быть мягким родителем.
Молодой медик, который по долгу службы должен сохранять хладнокровие, но при этом очень тяжело переживает смерть пациентов.
Интраперсональный конфликт
03
«Игрок»
В отличие от предыдущих, этот конфликт разворачивается в межличностном взаимодействии. Т.е. это внешний конфликт, который возникает, когда люди по-разному понимают свои роли или имеют несовпадающие ожидания.

Частый пример — муж придерживается традиционных взглядов на распределение обязанностей (муж - добытчик, жена - хранительница очага), тогда как жена стремится к равноправным отношениям с разделением домашних дел
Пожилые родители продолжают воспринимать своих взрослых детей как «‎маленьких», пытаясь давать советы и вмешиваться в их жизнь. Взрослые же дети стремятся к автономии
и самостоятельному принятию решений.
Интерперсональный конфликт
04
«Отцы и дети»
— chapter 5 —
Теория спонтанности и понятие действия
Драматическая форма
оживление уже состоявшихся
действий, мыслей, чувств, слов
Оригинальная спонтанность
придание новой формы
уже существующему
Творческая форма
созидание новых идей, поведения, произведений и т. п.
Адекватная реакция
правильно выбранное по времени, месту, форме, направленности
и интенсивности поведение
Формы выражения спонтанности
Теория ролей тесно связана с представлениями Морено
о спонтанности, креативности и действии.
Теория спонтанности
Согласно Морено, спонтанность не накапливается и не сохраняется
она возникает, чтобы быть реализованной «здесь и теперь». Её можно либо выразить, либо подавить. В последнем случае личность обедняется, развивая то, что Морено именовал «неврозом креативности».
Однако высвобождение спонтанности может приводить как к творчеству,
так и к деструктивным проявлениям. Поэтому ключевая задача психодрамы — не только раскрыть спонтанность, но и гармонично интегрировать её в жизнь человека, что Г. Лёйтц назвала «разумной интеграцией в целостную структуру жизнедеятельности».
В ходе психодраматического действия и после него формируется новая реакция на привычные условия или адекватный отклик на новые обстоятельства — именно это Морено называл спонтанностью.
Психодрама преодолевает традиционные границы времени и пространства, создавая уникальное измерение, где существует только расширенное настоящее, стирается грань между прошлым, настоящим и будущим.

Само слово «психодрама» состоит из двух частей: «психика» и «драма», что, по сути, означает «действие психики». Именно на этом действии основывается вся наша жизнь.

Когда клиент воспроизводит на сцене события из своего прошлого, становится очевидно, как его психика определяет поступки — и, в свою очередь, как эти поступки влияют на его психику. Проигрывая и трансформируя ситуации в безопасном пространстве, человек учится осознавать и контролировать их.
Действие
Как способ человеческого поведения действие старше речевого общения. Да и в целом, действия находят лишь частичное речевое воплощение.
Согласно Морено, человек постоянно испытывает акциональный голод - потребность в ситуациях для самовыражения. Эта фундаментальная потребность служит основой нормального ролевого развития, побуждая человека принимать роли, исполнять их и создавать новые.
«Всё то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас»
(И.Ф. Шиллер)
— chapter 6 —
Фазы психодрамы
Разогрев
Процесс активизации членов группы для участия в действии.
01
Базовые этапы каждого тренинга
Ключевая задача ведущего — подготовить участников к сценическому действию, разогреть группу. Морено разработал концепцию «активной продуктивности», которая повышает готовность протагониста к глубокой эмоциональной работе.
Цели разогрева
Установка каналов общения между ведущим и группой;
Ознакомление группы с базовыми принципами психодрамы, её методами выражения и проработки проблем. В процессе разогрева потенциальный протагонист естественно осваивает язык действия и постепенно включается в игру;
Формирование атмосферы взаимного доверия, искренности и принятия среди участников;
Выявление центральной темы работы и определение протагониста, чья история станет основой для группового процесса;
Активация спонтанности протагониста — «это то же самое, что увеличить желание протагониста рисковать». Ведущему важно создать условия, при которых протагонист ощущает безопасность для свободного самовыражения, понимая его терапевтическую ценность.
Это фаза реконструкции, проживания/переживания личного опыта протагониста. Внутренние переживания становятся видимыми, что помогает по-новому взглянуть на ситуацию и выпустить накопившиеся эмоции.
Составляющие действия
Интервью, фокусировка запроса и заключение контракта.
Роль ведущего — помочь протагонисту обозначить тему, помочь сделать выбор. Можно предполагать, но протагонист лучше знает, что ему нужно;
Постановка первой сцены, в которой проявляется актуальная проблема клиента. Постановка включает 4 этапа: конструирование пространства действия, описание ситуации, определение ее времени и определение наиболее важных людей или предметов, занятых в ситуации;
Выбор вспомогательных «Я». Это помогает точнее воссоздать ситуацию и даёт другим возможность по-новому взглянуть на свои проблемы через вживание в роль. Действие начинается с текущей проблемы, затем через эмоционально заряженные моменты переходит к более ранним сценам, раскрывая корни ситуации;
Постановка ядерной (базовой) сцены, в которой произошла психическая
травма, связанная с заявленной проблемой, и ведущая к переживанию катарсиса и инсайта. Это кульминация терапии, когда старая боль трансформируется в новое понимание;
Возврат к исходной сцене для осознания произошедших изменений, поиска новых способов поведения и стилей общения.
Психодраматическое действие
Протагонист при поддержке ведущего исследует актуальную проблему.
02
Завершающий этап психодраматической сессии: деролинг (символическое снятие ролей), и обсуждение, включающее ролевую и идентификационную обратную связь.
Участвуют дубль протагониста и вспомогательные «Я», исполнявшие роли. Они, по очереди обращаясь к протагонисту, описывают чувства, которые возникали у них при исполнении отведенных ролей.

В этот момент восстанавливаются важные моменты игры, даже мимолетные эмоциональные переживания. Протагонист становится способным осознать и критически разобраться в разыгранной ситуации.
Ролевая обратная связь
Принимают участие все участники группы и ведущий, поскольку во время игры у них могла возникнуть идентификация с протагонистом или с одним из персонажей.
— Не оценивать
— Не давать советы
— Проявлять заботу о протагонисте
— Говорить о себе
В процессе шеринга происходит важная трансформация: протагонист, ранее воспринимавший свои переживания как исключительные и изолированные, начинает видеть в них общечеловеческий смысл. Участники не просто делятся своими чувствами - они буквально разделяют боль протагониста, принимая
на себя часть его эмоционального груза.

Шутценбергер образно называет завершающую стадию этого процесса
«эхом группы» - когда переживания протагониста, отражаясь в сердцах
других участников, возвращаются к нему обогащенными новыми смыслами
и поддерживающими откликами.
Идентификационная обратная связь
Важные правила шеринга:
Шеринг
Завершение психодраматической сессии
03
Процесс-анализ
Рационализация действия
04
Анализ хода терапевтического процесса, действий ведущего, групповых
и индивидуальных событий, возможных вариантов и направлений движения.

Часто из процесс-анализа вытекают темы для последующей работы
и психодраматического исследования разнообразных возможностей изменения.
«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь»
(К.С. Станиславский)
— chapter 7 —
Техники психодрамы
Всего выделяют девять базовых психодраматических техник, но мы рассмотрим только наиболее популярные
Дублирование
Дубль не анализирует, а чувствует вместе с ним, помогая выразить скрытые переживания и мысли. Он временно сливается с протагонистом, становясь
его голосом: озвучивает невысказанные чувства, обнажает внутренние конфликты и стимулирует честный диалог с самим собой. Главное — дубль не ведет свою линию, а становится живым зеркалом души протагониста.
Техника глубокого эмоционального присоединения, где участник группы становится «вторым Я» протагониста
Варианты дублирования
Поддерживающее
мягко выражает то, что протагонист пока не может сказать
Исследующее
вопросительно повторяет фразы, побуждая к рефлексии
Самонаблюдение
раскрывает внутренний контраст (снаружи спокоен, внутри буря)
Усиливающее
придает больше силы скрытым эмоциям
Интерпретирующее
предлагает версию переживаний, которую можно принять или отвергнуть
Провоцирующее
намеренно обостряет ситуацию для прорыва
Молчаливое
поддерживает через тактильный контакт и присутствие
Обмен ролями
Два участника полностью меняются ролями — не только словами,
но и телесными проявлениями. Протагонист становится на место значимого другого (например, своего оппонента), а вспомогательный участник принимает роль самого протагониста.

В этот момент происходит уникальный процесс «встречи» через полное погружение в позицию другого человека. Именно при таком полном ролевом обмене возникает подлинное взаимопонимание — когда человек не просто представляет, а реально ощущает себя другим, видит мир его глазами и переживает его чувства.
Улучшение понимания существующей межчеловеческой ситуации
Обмен ролями дает уникальную возможность выйти за пределы собственного «Я» и по-настоящему понять другого человека, взглянуть на ситуацию изнутри его переживаний.
Результаты обмена ролями
Дифференциация способности к вчувствованию
Развитие понимания изображенного антагониста, его мотивов и психологиеского контекста
Расширение эмоционального горизонта участников
Смягчение закрепившихся конфликтных моделей, спорные позиции получают пространство для диалога
Создание основы для разрешения конфликта, примирение
Реплика в сторону
Возможность прояснить непроявленные переживания.
Протагонист отворачивается от Вспомогательного «Я» и говорит
то, что он хотел бы сказать своему партнеру, но не может

Реплика в сторону используется тогда, когда партнеры в сцене не понимают друг друга, и у протагониста нет возможности высказать свои мысли и чувства. Например, он может ставить сцену, где он соглашается с отцом, а, отвернувшись, говорить «ненавижу тебя».

Прием позволяет сделать явными те внутренние переживания и конфликты, которые оставались непроявленными, помогая протагонисту и группе лучше понять истинную природу его эмоций и противоречий.
Возможность прояснить непроявленные переживания. Протагонист отворачивается от Вспомогательного «Я» и говорит то, что он хотел бы сказать своему партнеру, но не может

Реплика в сторону используется тогда, когда партнеры в сцене не понимают друг друга, и у протагониста нет возможности высказать свои мысли и чувства. Например, он может ставить сцену, где он соглашается с отцом, а, отвернувшись, говорить «ненавижу тебя».

Прием позволяет сделать явными те внутренние переживания и конфликты, которые оставались непроявленными, помогая протагонисту и группе лучше понять истинную природу его эмоций и противоречий.
Пустой стул
Метод работы, при котором вместо живых участников используется символический объект. Клиент мысленно помещает на пустой стул значимую для него фигуру и вступает с ней в диалог.

При использовании техники «пустого стула» клиент по-прежнему
взаимодействует с антагонистом и даже обменивается с ним ролями,
Соответственно, в его роли разговаривает с воображаемым собой.

Примечательно, что, хотя эта техника стала визитной карточкой гештальт-терапии, ее истоки лежат именно в психодраме. Метод «‎пустого стула» сохраняет свою эффективность именно благодаря возможности безопасного проживания сложных отношений через символическое взаимодействие.
Зеркало
Позволяет протагонисту стать наблюдателем собственной ситуации. Когда вспомогательное «‎Я» воспроизводит поведение и реакции клиента, у него появляется возможность увидеть себя со стороны
как в зеркальном отражении.

Такой внешний взгляд часто дает неожиданные инсайты. Наблюдая
за собой в исполнении другого участника, человек замечает то, что ускользало от его внимания в процессе непосредственного проживания ситуации. Это создает психологическую дистанцию, необходимую для переосмысления происходящего.

Особая ценность техники заключается в том, что, видя свою историю
со стороны, протагонист часто находит внутренние ресурсы, о которых не подозревал. Это может проявляться в новом отношении к себе - более сострадательном и принимающем. С обретенной силой он возвращается в сцену, чтобы переиграть ее, найти альтернативные пути решения или просто выразить поддержку самому себе.
— chapter 8 —
Критерии здоровой личности
Человеческое «Я » непосредственно проявляется в ролях, в которых оно действует
Спонтанность и креативность
в установлении отношений
Способность гармонично действовать на всех ролевых уровнях: соматическом, психическом, социальном и трансцендентном
Адекватность реагирования на ситуацию
и способность к выработке новых
средств реагирования
Адекватность восприятия себя, других
и отношения к себе со стороны других
Выстраивание взаимодействия с другими
на основе вчувствования (эмпатии)
Идеальный директор психодрамы — это человек, достигший оптимального баланса между четырьмя ролями психодраматиста и своей личностью. Кроме того, он способен гибко менять стиль лидерства в зависимости от требований ситуации
Справиться с ролью группового лидера психодраматисту помогает знание социальной психологии, групповой динамики, композиции групп, групповых процессов, стадий развития групп
и терапевтических факторов в групповой психотерапии.
Функции
объяснение, истолкование, интерпретация, предоставление когнитивного контекста изменения, перевод чувств и переживаний в идеи
Придание смысла [аналитик]
01
вызов, конфронтация, активность, моделирование
Эмоциональная стимуляция [режиссер]
02
поддержка, любовь, похвала, защита, теплота, принятие, искренность, чуткость
Забота [терапевт]
03
установление границ, правил, норм, целей, регуляция временных рамок, следование, прерывание, защита, использование
различных процедур
Исполнительная функция [лидер]
04
Справиться с ролью группового лидера психодраматисту помогает
знание социальной психологии, групповой динамики, композиции
групп, групповых процессов, стадий развития групп
и терапевтических факторов в групповой психотерапии.
Психодраматерапевт
— chapter 9 —