Процесс активизации членов группы для участия в действии.
Базовые этапы каждого тренинга
Ключевая задача ведущего — подготовить участников к сценическому действию, разогреть группу. Морено разработал концепцию «активной продуктивности», которая повышает готовность протагониста к глубокой эмоциональной работе.
Установка каналов общения между ведущим и группой;
Ознакомление группы с базовыми принципами психодрамы, её методами выражения и проработки проблем. В процессе разогрева потенциальный протагонист естественно осваивает язык действия и постепенно включается в игру;
Формирование атмосферы взаимного доверия, искренности и принятия среди участников;
Выявление центральной темы работы и определение протагониста, чья история станет основой для группового процесса;
Активация спонтанности протагониста — «это то же самое, что увеличить желание протагониста рисковать». Ведущему важно создать условия, при которых протагонист ощущает безопасность для свободного самовыражения, понимая его терапевтическую ценность.
Это фаза реконструкции, проживания/переживания личного опыта протагониста. Внутренние переживания становятся видимыми, что помогает по-новому взглянуть на ситуацию и выпустить накопившиеся эмоции.
Интервью, фокусировка запроса и заключение контракта.
Роль ведущего — помочь протагонисту обозначить тему, помочь сделать выбор. Можно предполагать, но протагонист лучше знает, что ему нужно;
Постановка первой сцены, в которой проявляется актуальная проблема клиента. Постановка включает 4 этапа: конструирование пространства действия, описание ситуации, определение ее времени и определение наиболее важных людей или предметов, занятых в ситуации;
Выбор вспомогательных «Я». Это помогает точнее воссоздать ситуацию и даёт другим возможность по-новому взглянуть на свои проблемы через вживание в роль. Действие начинается с текущей проблемы, затем через эмоционально заряженные моменты переходит к более ранним сценам, раскрывая корни ситуации;
Постановка ядерной (базовой) сцены, в которой произошла психическая
травма, связанная с заявленной проблемой, и ведущая к переживанию катарсиса и инсайта. Это кульминация терапии, когда старая боль трансформируется в новое понимание;
Возврат к исходной сцене для осознания произошедших изменений, поиска новых способов поведения и стилей общения.
Психодраматическое действие
Протагонист при поддержке ведущего исследует актуальную проблему.
Завершающий этап психодраматической сессии: деролинг (символическое снятие ролей), и обсуждение, включающее ролевую и идентификационную обратную связь.
Участвуют дубль протагониста и вспомогательные «Я», исполнявшие роли. Они, по очереди обращаясь к протагонисту, описывают чувства, которые возникали у них при исполнении отведенных ролей.
В этот момент восстанавливаются важные моменты игры, даже мимолетные эмоциональные переживания. Протагонист становится способным осознать и критически разобраться в разыгранной ситуации.
Принимают участие все участники группы и ведущий, поскольку во время игры у них могла возникнуть идентификация с протагонистом или с одним из персонажей.
— Не оценивать
— Не давать советы
— Проявлять заботу о протагонисте
— Говорить о себе
В процессе шеринга происходит важная трансформация: протагонист, ранее воспринимавший свои переживания как исключительные и изолированные, начинает видеть в них общечеловеческий смысл. Участники не просто делятся своими чувствами - они буквально разделяют боль протагониста, принимая
на себя часть его эмоционального груза.
Шутценбергер образно называет завершающую стадию этого процесса
«эхом группы» - когда переживания протагониста, отражаясь в сердцах
других участников, возвращаются к нему обогащенными новыми смыслами
и поддерживающими откликами.
Идентификационная обратная связь
Завершение психодраматической сессии
Анализ хода терапевтического процесса, действий ведущего, групповых
и индивидуальных событий, возможных вариантов и направлений движения.
Часто из процесс-анализа вытекают темы для последующей работы
и психодраматического исследования разнообразных возможностей изменения.
«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь»
(К.С. Станиславский)